Чуфут-Кале — наиболее сохранившийся «пещерный город», расположен рядом с Бахчисараем. Возникновение укрепленного городища относят к VI веку, а его основателями считают сарматское племя алан.
С VIII века городом владели хазары, а после их ухода город-крепость становится центром христианского Кыркорского княжества. (Кырк-Ор — Сорок укреплений, тюрк.). В 1299 году войска татарского темника Ногая во время очередного набега на Крым захватили Кырк-Ор. Позднее, с образованием Крымского ханства, город стал временной столицей ханства. Здесь, кроме христиан и татар, стали селиться и караимы.
После ухода татар в Бахчисарай (новую столицу ханства) караимы остались в городе, который татары стали называть Чуфут-Кале — Иудейская крепость. К середине XIX столетия караимы постепенно покинули свое родовое гнездо и город опустел.
Экскурсия по городищу начинается от Малых ворот. Их еще называют «Южные», или «тайные» ворота, т. к. снаружи их не видно. Первый объект на нашем пути — многоярусные искусственные пещеры у ворот — помещения в основном хозяйственного назначения. Далее экскурсионная тропа идет по Средней улице, мимо руин мечети XIV века к мавзолею Джанике-ханум, дочери хана Тохтамыша, скончавшейся в 1437 году, которая, видимо, некоторое время управляла городом.
Затем вдоль северного обрыва маршрут подходит к огромным подвальным помещениям под богатой усадьбой XVII века. Здесь начинается Средняя, самая древняя оборонительная стена города с воротами Орта-Капу {Средние ворота). Она датируется VI—VII веками. Восточнее этой стены располагался «новый» город, где с XIII века стали селиться караимы.
Пройдя через Средние ворота, осмотрим хорошо сохранившуюся усадьбу А. С. Фирковича. В этом доме, типичной караимской усадьбе XVIII века, долгие годы жил один из последних обитателей Чуфут-Кале, собиратель древних рукописей, а также надгробных надписей, известный караимский историк А. С. Фиркович (1786—1874). Его работы во многом позволили воссоздать историю караимского народа и городища Чуфут-Кале. Похоронен Авраам Самуилович на здешнем караимском кладбище.
Затем по каменной «Дороге тысячелетий», где четко видны пробитые за много веков колеи от повозок, подойдем к воротам Биюк-Капу (Большие ворота) Восточной оборонительной стены. Здесь, в новом городе, между Средней и Восточной стенами, у северного обрыва находился тюремный каземат, где татары держали знатных пленников.
Среди них в разное время были боярин В. Шереметьев, захваченный в плен в 1600 году, князь А. Ромодановский, польский гетман Н. Потоцкий и другие. От каземата возвращаемся назад, к Малым воротам, а затем по Кенасской улице проходим к молитвенным домам караимов — иеносам. Большая Соборная кенаса датируется XIV, а Малая — XVIII веком и построена караимами, перебравшимися в Чуфут-Кале с Мангупа. Обе кенасы находятся за глухими каменными стенами. В Большой кенасе устраивались торжественные праздничные службы, а Малая — предназначалась для повседневных служб и собраний. Здесь, на Чуфут-Кале, в 1731 году была устроена первая на полуострове типография, находилась она напротив кенас. Книги, печатавшиеся в ней на древнееврейском и караимском языках, были в основном религиозного содержания.
Снаружи, рядом с Малыми воротами, находится вход в уникальную подземную галерею. Она была открыта для посетителей совсем недавно, в 2001 году, после трехлетних раскопок. Можно осмотреть вертикальный 30-метровый колодец и 80-метровую горизонтальную галерею, которые соединялись между собой. На стенах галереи сохранились разнообразные надписи и рисунки и даже клеймо византийского мастера, который руководил работами по строительству этого сооружения. Эти открытия позволили ученым сделать ряд интересных выводов. Вот некоторые из них.
Судя по всему, это сооружение появилось в V-VI веках нашей эры и основное его предназначение — снабжение городища пресной водой. Помощь в строительстве и укреплении «пещерных городов» местному населению оказывали византийцы. Городская стена в этом месте была сооружена на расстоянии 20-25 м от скальных уступов и полностью окружала колодец и вход в галерею. Примерно в XV веке вода здесь иссякла, колодец и галерею засыпали, стены разрушили. Но ряд загадок до сих пор остался нераскрытым. Например, было ли это сооружение частью древнего подземного хода из городища в долину, который упоминается во многих преданиях? Кто знает…
Войдя в проем галереи, проходя по тысячелетним ступеням и читая надписи, сделанные нашими далекими предками, как бы погружаешься из двадцать первого века в пятнадцатый…
В 2002 году в подземной галерее была сделана еще одна потрясающая находка — клад из четырех с лишним тысяч серебряных и золотых монет XIV—XV веков. Кто зарыл его — тоже загадка…
А внизу, в верховье Иосафатовой долины, среди вековых дубовых деревьев приютилось старинное караимское надписи на могильных памятниках
еде-ланы на древнееврейском языке. Кладбище и дубовая роща Балта-Тиймез «Топор не коснулся» — святое место для всех караимов.
Чуфут-Кале и его окрестности не раз становились съемочной площадкой для множества кинофильмов, в основном исторических. Среди них отметим «Гамлет», «Пан Володыевский», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Яды, или Всемирная история отравлений».
Popularity: 9% [?]
Коменты