«ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА». ЧТО ЭТО ЗА СООРУЖЕНИЯ И КАК ОНИ ПОЯВИЛИСЬ?
Пещерные селения — одни из самых впечатляющих сооружений древних обитателей горной Таврики — до сих пор поражают воображение путешественников.
Кем и когда создавались эти поселения, полные загадок и тайн? На этот счет за последние двести лет было высказано немало гипотез, порой самых фантастических. Например, что жили здесь троглодиты — древние пещерные жители. Впоследствии, когда ученые немного разобрались, что к чему, возникли две основные версии по этому поводу. Одни считали, что эта крепости строили местные жители, а другие — что византийцы. Как же было на самом деле?
Традиции вырубания в скалах своих жилищ, хозяйственных, оборонительных сооружений, языческих святилищ восходят еще к древнему населению Крыма, проживавшему в Крымских горах несколько тысячелетий назад. Тогда в Европе и Причерноморье проживало древнее индоарийское население — носители мощной мегалитической культуры. Кроме скальных помещений, они возводили менгиры дольмены, антропоморфные стелы и другие сооружения из камня.Наследниками этих мегалитических традиций стали тавры — древние аборигены полуострова, которые сооружали свои знаменитые «каменные ящики» — могильники, языческие святилища и жилища, вырубленные на скалах, и другие мегалитические сооружения — жертвенники, каменные ограды и циклопические стены, столбообразные менгиры, культовые каменные круги — кромлехи.
Так что к первым векам нашей эры в горном Крыму уже было немало мегалитических сооружений, а самое главное, сложились традиции их сооружения. Раннесредневековое население юго-западной Таврики (потомки тавров и скифов), проживая в небольших селениях, занималось земледелием в горных долинах и потогонным скотоводством в горах. Однако, по мере развития феодальных отношений (особенно с переселением в горные районы сарма-то-алан, скифов, готов после гуннского нашествия), возникали более крупные поселения и феодальные замки. Происходит этот процесс на рубеже V-VI веков. При этом новые жители Крымских гор использовали тысячелетний опыт предшественников и уже имевшиеся сооружения, вырубленные в скалах. Они расширяли и укрепляли их, вырубали новые пещеры, привнося свои традиции и навыки. В частности, в сооружении наземных построек и жилищ.
Сейчас эти сооружения известны под общим названием «пещерные города», так как наземные постройки в значительной мере разрушились, а вспомогательные помещения, вырубленные в скалах (оборонительные, культовые, хозяйственные), сохранились, создавая впечатление основных сооружений. Так что жили люди того времени, как и мы с вами, в обычных домах, а вовсе не в пещерных казематах.
Была еще одна причина появления «пещерных городов». Эти города-крепости возводились местными жителями в период существования реальной угрозы нашествий кочевых степных племен (гуннов, тюрок) и служили для защиты и укрытия населения от набегов. При этом многие из сооружений возникли на местах таврских укреплений и поселений (а может, и еще более древних), поэтому унаследовали от них ряд строительных приемов и традиций, в частности вырубку пещер в скальных массивах и максимальное использование рельефа местности, когда крепости возводились на отдельно стоящих вершинах с крутыми склонами, что не требовало лишних оборонительных стен и башен, как это делалось на равнине.
Собственно городами были Эски-Кермен, Мангуп-Кале, Чуфут-Кале, Кыз-Кермен, Бакла. Помимо чисто оборонительных функций, они играли важную роль как центры ремесел и торговли. Своеобразными феодальными замками были Тепе-Кермен, Сюйреньская крепость, Каламита, Кыз-Куле.
Го рода-креп ости возводились в стратегически важных, удобных для обороны местах, поблизости от горных проходов и торговых путей. На подступах к Херсонесу возникли Каламита, Эски-Кермен, Кыз-Куле, Мангуп. На склонах речных долин, которые служили естественными проходами в глубь полуострова и на побережье, сооружались Бакла, Тепе-Кермен, Кыз-Кермен, Сюйреньская крепость, Чуфут-Кале. Эти города-крепости служили прикрытием для горных проходов и торговых путей. Кроме того, они служили защитой местному населению во время нападения степняков. За их стенами укрывались жители окрестных поселений.
Существовали также и пещерные христианские монастыри. Наиболее известны пещерные монастыри Бахчисарайского района — Успенский,Качи-Кальон, Челтер, Шулдан, а также Инкерманский, Свято-Георгиевский под Севастополем. Возводились монастыри, как правило, на месте древних языческих святилищ, в местах с сильной энергетикой и мощным воздействием на людей. Раннесредневековые христианские проповедники прекрасно понимали значение таких мест и вековых культовых традиций не ломали. Просто придавали им христианское содержание.
В сооружении «пещерных городов», точнее превращении их в крепости была заинтересована и Византия, в сферу политических интересов- которой входили юго-западная Таврика и Южный берег. Эти города первыми принимали удар в случае нападения врага, давая византийцам возможность наладить оборону Херсона и других южнобережных поселений. Поэтому вполне естественно, что византийцы оказывали местному населению существенную помощь (выделение денег, инженеров и специалистов, войск для охраны и др.) при укреплении и расширении этих городов, но, повторим, подобные сооружения — чисто крымская традиция.
Судьбы «пещерных городов» различны. Не раз они подвергались нападению различных захватчиков, в одних жизнь угасла еще в X—XIII веках, другие просуществовали до XVIII—XIX веков. Ныне только вырубленные в известняке пещеры, храмы, лестницы и колодцы стойко сопротивляются действию всеразрушающего времени, напоминая о давней и самобытной истории этих мест. И, глядя на пустынные ныне городища, невольно вспоминаешь слова А. К. Толстого:
. ..И город вымер. Здесь и там Остатки башен по стенам, Кривые улицы, кладбища, Пещеры, рытые в скалах, Давно безлюдные жилища, Обломки, камни, пыль и прах.
Popularity: 19% [?]
Коменты